Психологические особенности подростка схема

Психологические особенности подростка схема
Психологические особенности подростка схема
Психологические особенности подростка схема

НАУЧНО^ШЩдОШТМШШИ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ УССР

11а .правах рукописи

ОСЫААК Любовь Петровна

ПСИлО-ЮГИЧШШ ОСОБЕННОСТИ СА].10УТВЕРл(Л£НШ ПО/МОСТКОВ

/в .условиях семейного воспитания и воспитания в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/

.00.07 - педагогическая и возрастная психология

.Автореферат

диссертации на соискание у.ченой степени кандидата психологических наук

Работа выполнена в Науадю-исслед'овательском институте психологии УССР.

Научный руководитель

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

- кандидат психологических наук, стерший научный сотрудник М.И.АЛАШЕЕВА

доктор психологических наук, профессор Н.И.РЕЙНБАЯЬ(Ц

кандидат психологических наук, старпий научный сотрудник М.Т.ДРИГУС

- Киевский государственный педагогический институт им. А.М.Горького

1 XV " ■'< V С /'А

19У0 г. в 14.30

Защита состоится на заседании специализированного совета К ИЗ .04.01 в Научно-исследовательском институте психологии УССР по едресу: 252033, Киев-33, ул.Степя"а Халтурина, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ психологии УССР.

Автореферат разослан

0-и ■>,¡'-

1уу0 Г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат психологических наук

М.И.АЛЕКСЕЕВА

<; i ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА PABOTli

п.у"сестг.1^^,Уальность исследования. Поиск путей оптимизации психичес-

"^ТкячГи личностнрго развития детей, лишенных родительского влияния, является одним из наиболее значимых аспектов комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы общественного воспитания. ri связи с этим разработка рекомендаций по созданию новых педагогических технологий, обеспечивающих повышение эффективности воспитательного процесса в закрытых детских учреждениях /домах ребенка, детских домах, школах-интернатах/, а также системы приемов оказания психологической помощи пребывающим в них детям .выдвигаются в разряд неотложных задач практической психологии в системе школьной психологической службы. Указанные обстоятельства определяют необходимость исследований, направленных на изучение специфики развития личности в условиях депривации внутрисемейных /детско-родительских/ взаимосвязей.

Изучению особенностей становления личности и ее самосознания в учреждениях интернатного типа посвящен ряд работ советских и зарубежных авторов. За исключением немногочисленных исследований /Божович Л.И., I960, Лангмейер Л., Матейчек 3., 1У84, Прихожан A.M., Толстых H.H., Юферева Т.И., 1У62, 1У^0/, проблема личностного развития' подростков, 'воспитывающиеся без родителей, остается практически вне сферы'научных интеюесов. Недостаточно изученным аспектом указанной'проблемы являются особенности тенденций самоутверждения, инте грирующих процессы развития личности и ее само-' сознания в подростковом периоде. Отсутствуют также исследования, посвяпенные рассмотрению генезиса самоутверждения в зависимости от длительности пребывания развивающейся личности в денривацион-ной ситуации.

■ Разработка вопросов указанной проблематики заслуживает особого внимания в связи с тем, что в рамках возрастной психологии 1 стремления подростка к выделению и утверждению собственного "я" рассматриваются в качестве ведущего атрибута симптомокомплекса особенностей данного возрастного-этапа, субъективного отражения процесса индивидуализации в развитии личности, становления ее как субгекта развития и жизнетиорчества /Божович Л.И'., Костюк Г.С., Петровский A.B., Фельдштейн Д.И./. Поэтому сравнительное изучение особенностей развития тенденций самоутверждении подростков, подвергающихся влиянию разных способов социализации /в семье и в условиях интернатных учрекдений/, приобретает особый научный статус

и открывает реальные перспективы решения ряда прикладных задач современной системы общественного воспитания.

Значимость и недостаточная разработанность указанных аспектов рассматриваемой проблемы обусловили актуальность настоящего исследование, объектом которого выступил феномен "самоутверждение" как тенденция социопсихического развития личности.

Предмет исследования составили формирующиеся под влиянием разных условий жизнедеятельности особенности самоутверждения подростков .

Цель работы состоит в экспериментальном изучении влияния разных способов социализации /в условиях семейного воспитания и воспитания в интернатных учреждениях закрытого типа/ на процесс развития, содержательных и динамических характеристик самоутверждения в старшем подростковом возрасте. ■

Работа направлена на проверку следующих гипотез:

1. Включенность - невключенность подростка в систему реальных детско-родительских отношений выступает фактором, определяющим особенности развития содержательных и динамических характеристик самоутверждения;

2. Существуют различия в параметрах самоутверждения подростков, имеющих разный опыт депривации внутрисемейных связей;

3. "Я-представление" и направленность подростка на его реализацию, рассматриваемые •■■-• качестве важнейших эмпирических референтов тенденций самоутверждения, находятся в определенной зависимости.

В соответствии с целью и вццвигаемыми гипотезами определены задачи исследования:

1. Осуществить экспериментальное изучение содержательных и динамических характеристик тенденций самоутверадения у подростков, воспитывающихся в семье и имеющих Ьпыт депривации внутрисемей-

■ ных взаимосвязей, приобретенный в условиях пребывания в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Провести сравнительный анализ параметров самоутверждения у подростков, различающихся длительностью пребывания в дрпривацион-ной ситуации;.

3. На примере подростков, воспитывающихся в семье и вне ее влияния, проанализировать соотношение между "я-представлением" и направленностью на его реализацию;

4. Определить психологические предпосылки оптимизации развития

тенденций самоутверждения у подростков, пребывающих в условиях интернатных учреждений.

Методы исследования. Программа получения и обработки эмпирических данных включала традиционные методы и методические приемы: свободные самоописания с последующим контент-анализом, шкальную технику стандартизированного самоотчета, проективную технику вербального типа /вариант методики завершения неоконченных предложений/, психодиагностические приемы изучения мотивации /прямое и косвенное ранжирование/, метод экспертных оценок, наблюдение, беседу, анализ биографических сведений испытуемых, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе массовых школ № 48, №92 г.Киева, школ-интернатов М 3 г.Киева, г.Ровно, пос. Буча Киевской обл. Общее количество испытуемых составило 486 «елсгек. Из нкх 167 подростков, воспитывающихся в семье, 299 учащихся школ-интернатов. В число последних вошли 56 испытуемых, поступивших в интернат из детского дома, и 243 подростка, пребывающие в нем с младшего школьного или младшего подросткового возраста.

Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили разработанные в советской психологии положения о диалектическом единстве процессов социализации- - индивидуализации в развитии личности, о сущности самоутверждения как тенденции объективации фундаментальной потребности человека в выделении собственного "я", определяемой действием идентификации - обособления как социально-психологического механизма становления личности /К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцьферова, Л.И.Божович, Л.П.Буева, В.С.Мухина, А.В.Петровский, Н.И.Рейнвальд, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн/.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется изучением тенденций самоутверждения через призму соотношения представленности для личности собственного "я" и направленности на его реализацию; ввделением состава стремлений самоутверждения. В работе показана диагностическая значимость субъективной представленности тенденций самоутверждения в старшем подростковом возрасте применительно к анализу развития личности в ситуации депривации внутрисемейных контактов. Экспериментально установлено психологическое значение факторов депривации взаимосвязей с родителями и ее длительности в развитии презентируемых на субъективном уровне тенденций самоутверждения в старшем под-

ростковом возрасте. Выявлены различия в содержательных и динами-ч ских показателях тенденций самоутверадения у подростков, воспитывающихся в системе реальных детсго-родительских связей и пребывающих вне семьи /в условиях закрытого учреждения интернатного типа/. Установлена опосредуемая опытом внутрисемейной интеграции -Отчуждения зависимость между "я-представлением" и направленностью подростка на реализацию собственного "я".

Теоретическое значение работы заключается в развитии и углублении психологических знаний о сущности и критериях самоутверждения как тенденции социопсихическопо становления личности; установлении зависимости между "я-представлением" и направлен- -ностыо на реализацию собственного "я" как важнейшими эмпирическими референтами самоутверждения развивающейся личности; уточнении представлений о генезисе рассматриваемого феномена в зависимости от содержания задаваемых индивиду способов социализации /в частности, в условиях семейного воспитания и в ситуации депривации родительского отношения в учреждениях интернатного типа/.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов для обеспечения адекватных условий личностного развития подростков в практике воспитательной работы школ-интернатов для детей-сирот и детей,.оставшихся без попечения родителей. Научные выводы, свидетельствующие об особенностях развития тенденций самоутверждения у подростков, воспитывающихся вне семьи, могут служить целям повышения психологической компетентности педагогов, работающих в интернатах закрытого типа, вооружения воспитателей знаниями о специфике работы с указанным контингентом детей. Выявленные психологические предпо-' сьшки оптимизации развития тенденций самоутверждения могут быть рекомендованы в качестве основания подготовки и проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с подростками, пребывающими в ситуации депривации взаимосвязей с родителями.

Положения, выносимые на защиту:

1. Различия способов социализации /в семье и в условиях интернатных учреждений закрытого типа/ выступают фактором, обусловливающим особенности развития содержательных и динамических характеристик самоутверждения как интегративного личностного образования подросткового периода;

2. Включенность подростка в систему реальных детско-родительских связей является одним из необходимых условий соответствующего

установленным возрастным показателям развития параметров самоутверждения. Ограничение дифференцированных моделей автономных социальных ролей и эталонов детско-родительских эмоциональных отношений, идентификация с которыми обеспечила бы адекватную возрасту зону ближайшего развития подростков, воспитывающихся вне влияния семьи, выступает предпосылкой деформации содержательных и динамических характеристик тенденций самоутверждения;

3. 3 параметрах самоутверждения подростков, имеющих разный опыт депривации родительского отношения, существуют различия, неоднозначно связанные с длительностью пребывания в депривационной ситуации, которые про» аляются в особенностях представленности для них собственного "я" и направленности на его осуществление;

4. Зависимость "я-предстааления" и направленности на реализацию собственного "я" опосредуется субъективным опытом внутрисемейной интеграции - отчуждения подрост!'.з.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались реализацией системного подхода к анализу проблемы, обоснованным использованием взаимодополняющих методик и экспертных оценок, количественным и качественным анализом полученных эмпирических фактов, статистической оценкой экспериментальных данных.

. Апробация работы. Теоретические позиции и экспериментальные результаты исследования докладывались на республиканской научно-, практической конференции "Актуальные вопросы коммунистического воспитания в условиях перестройки" /Киев, 1988/, научно-теоретических и научно-практических конференциях /Гдухов, 1У68, Рогно, 1988,1989/, республиканской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рожд. С.Л.Рубинштейна /Одесса, 1989/, I Международной молодежной школе психологов социалистических стран /Коломна, 1969/, отчетной научной конференции проф.-преп. состава Ро-венского гос. пед. ин-та /Ровно, 1989/, УШ Межвузовской конференции молодых ученых и специалистов "Развитие фундаментальных и прикладных исследований" /Ленинград, 1990/, на заседании лаборатории психологии семейного воспитания НИИ психологии МНО УССР /1990/, педагогических советах массовых школ и школ-интернатов.

Публикации. Основное содержание-работы отражено в II публикациях .

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст работы изложен на страницах, содержит 14 таблиц,

2 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность решаемой проблемы, сформулирована цель, представлены объект, предмет, вццвигаемые гипотезы ч задачи исследования, раскрыты его теоретико-методологичес-. кие основания, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе - "Статус проблемы "самоутверждение личности" как предмета научного анализа" - раскрываются теоретико-методологические асгекты и источники решения проблемы, сущность феномена "самоутверждение", вцделяются его параметры и детерминанты актуализации в подростковом возрасте,охарактеризованы также условия и особенности развития личности в интернатных учреждениях закрытого типа.

Анализ работ по проблеме исследования позволил вьщелить различные аспекты изучаемого явления. В литературе философского и социально-психологического направлений нашли отражение онтологическое содержание, экзистенциально-этический и аксиологический аспекты утверждения личностью своей сущности, его гносеологический и методологический статус. Многие авторы при этом указывают на недостаточную разработанность проблемы самоутвепждения как частного аспекта теории личности.

Основные теорг 'ические посылки анализа категории "самоутверждение", социальной сущности описываемого ею феномена вычленяются из контекста взаимоопределения социализации - индивидуализации /идентификации - обособления как механизмов, их обусловливающих/ в едином процессе социального развития личности /Ананьев Б,Г., Бобнева М.И., Буева Л.П., Ломов Б.Ф., Мухина B.C., Петровский A.B./.

Реализация этих положений позволила исследователям интерпретировать самоутверждение как закономерно возникающий атрибут социализации человека /субъективное выражение, функцию обособления/, проявляющийся в направленности личности на вьщеление и реализацию своей "самости" в системе социальных связей /Белякова Н.В., Дилигенский Г.Г., Чхартишвили Ш.Н./. .

В качестве основания генезиса самоутверждения кок тенденции социопсихинеского развития личности выделяется централизация ее внутреннего мира /самотождественность/, субъективным фактором формирования которой является способность человека к "разрыву"

/С.Л.Рубинштейн/ "я" и "не-я". Последняя развивается в контексте интеграции /со-бытия/ личности с ближайшим окружением, социумом в целом и основывается на функционировании рефлексивных механизмов.

Современное состояние проблемы дефиниции изучаемого феномена отличается полисемантизмом в "определении его параметров и отсутствием единого критерия их классификации. Понятие самоутверждения рассматривается как единая основа изучения потребностей и проявлений личности /Рей'двальд Н.И./, обнаружение ее уникальности и неповторимости, автономность и суверенитет "я" /Каверин С.Б., Кон И.С., Столин В.В./, о нова процесса персонализации /Парыгин Б.Д., Петровский A.B./. Сущность самоутверждения усматривается также в стремлении личности к высокой оценке и самооценке /Андреева А.Д., Первыиева Е.В., Давыдов.В.В. и др./, своей "самости'' и отдельности от других, потребности ролевого самоопределения /Глоточкин А.Д., Добрович A.B./, потребности самопроявления в целях достижения успехов в общении и деятельности /Каши-рин В.П., Петровская Л.А./, потребностях бить самоценным, признанным, независимым, проявить себя, стать предметом внимания других, остоять личную-честь, достичь преимущества, иметь власть над другими /Сафин В.Ф., Чхартишвили Ш.Н,/,- в познании сво.ей индивидуальности, в приобретении чувства уверенности в себе /Глоточкин А.Д.,'Каширин В.П./, потребности быть источником собственных ДеЙСТВИЙ /R . 'йе ch-CLPfn-i /.

Обобщение.реализуемых подходов к изучению проблемы позволяет отметить, что -имеющиеся определения самоутверждения не исчерпывают его потенциального содержания. Правомерным представляется рассмотрение тенденций самоутверждения через призму функционального единства достижения личностью индивидуальной целостности и самотождественности и направленности на реализацию своей "самос-" ти", определяемой валентностью тех сторон и. сфер действительности , в которых проявляется ее сущность в .системе актуальных оценочных механизмов.

Изучение возрастных аспектов самоутверждения личности /в частности, в подростковом периоде/ осуществляется в рамках pea-, лиэяции и развития общепсихологических традиций в понимании его сущности и детерминант. Исх-одные принципы изучения генезиса рассматриваемого феномена получили обоснование'в работах Л.И.Божо-еич: I/ анализ самоутрерждения в контексте осмысления объектив-

fioro положения ребенка в системе социальных связей, его интеграции с социумом; 2/ изучение стремлений к утверждению собственного "я" как динамического образования, складывающегося в процессе индивидуальной жизнедеятельности; 3/ интерпретация самоутверкдения как спожно структурированного феномена, интегрирующего развитие личности и ее самосознания. Указанные положения продуктивно реализованы в русле системно-генетического подхода к изучению самоутверждения /Розен Г.Я./.

Актуализация тенденций самоутверждения в подростковом возрасте связьтается психологами с изменением социальной ситуации, активизацией внутренних факторов развития личности в результате функционирования "я-рефлексирующего" на качественно более высоком уровне. В разряд субъективных предпосылок актуализации тенденций самоутверждения ввдвигаются качественные новообразования персональной идентичности /тождества "я" = "я"/ подростка - чувство взрослости, исключительности, непохожести на других, осознание себя в качестве субъекта деятельности и носителя определенных личностных свойств.

Сущность самоутверждения на данном возрастном этапе связывается со стремлением проявить себя в приобретающих личностную валентность качествах, потребностью окончательного определения своего "я", своей идентичности, места среди друзей, в жизни, обществе /Божович Л.И., ''чаковский А.П., Розен Г.Я./.

Стремления к утверждению собственного "я" характеризуются как приобретающие для подростка личностный смысл /Фельдштейн Д.И., Шаров A.C./, Это позволяет рассматривать направленность подростка на реализацию и ввделение собственного "я" как единый процесс мотиво- и целеобразования, затрагивающий интегрирующие личность факторы, в частности, формирующееся обобщенное эмоционально-ценностное отношение к себе.

Анализ ряда работ, посвященных рассмотрению условий социализации ребенка вне влияния семьи, показал, что применительно к подростковому этапу становления личности депривация родительского отношения в условиях закрытого учреждения связана с ограничением дийеренцированных моделей автономных социальных ролей и действенных форм вдентификаций с ними. Состояние социальной де-привации подростка усугубляется невозможностью компенсации отсутствующих эмоционально-идентификационных взаимосвязей с родителями посредством расширения отношений с другими, референтными для

личностного развития, группами /Алифанов С.А., Божович Л.И., Лисина М.И., Лангмейер й., Матейчек 3., Мухина B.C., Щуменко В.П./.

Особенности зоны ближайшего развития /депривация змоциональ-ньгх и социальных внутрисемейных контактов/ у подростков, воспитывающихся без родителей, обусловливают деформации содержания образа Я, специфику развития потребностно-мотивационной сферы, поло-ролевых ориентации, становления временной перспективы /Дубровина И.В., Прихожан A.M., Толстых H.H., Юферева Т.И./.

ß некоторых работах затронуты отдельные моменты проблемы самоутверждения подростков в условиях интерната /Цыбенова Н.Ч., Шкопоров Н.Б./. Однако задача сравнительного изучения указанных тенденций как критерия возрастного /личностного/ развития подростков, занимающих разное место в системе социальных отношений и, в частности, воспитывающихся в семье и в ситуации деприппци:! петско-родитсльских взаимосвязей, в исследованиях практически не выдвигалась. Вне поля зрения психологов остается также изучение роли длительности деприпации внутрисемейных контактов в развитии характеристик самоутверждения подростка.

Во второй главе - "Постановка проблемы и методика экспериментального изучения самоутверждения подростков" - уточняется определение понятия "самоутверждение личности", приводятся концептуальная, схема анализа указанного феномена, его параметрическая модель, обосновывается методика исследования.

Информация об эмпирических коррелятах самоутверждения /в качестве которых выступили параметры "я-представления" и направленности подростка на реализацию собственного "я", интегрирующей про-, цессы мотиво- и целеобраловпния/ была получена в результате использования комплекса методик и методических приемов.

Диагностика содержания и динамики представленности для подростка собственного "я" осуществлялась посредством применения Теста двадцати утверждений на самоотношение в варианте Патаки Ф., методики личностного дифференциала /ЛД/ /Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд/, материалов сочинений испытуемых на тему "Что я знаю о себе?".

Направленность подростков на выделение и реализацию собственного "я" определялась путем применения методики завершения неоконченных предложений. Полученный эмпирический материал послужил основой разработки техники определения "силы" выраженности мотиваций самоутверждения. В исследовании использованы опросники анкетного типа, разработанные и апробированные Ш.Н.Чхартигавили,

для изучения интенсивности стремлений быть свободным и самостоятельным; актуализации и переживания подростком фрустации потребности престижа. В качестве индикаторов мотивации глобального самоуважения и парциальных самоотношений использовались показатели абсолютного разрыва /К/, интегральной оценки расстояний /«S/, коэффициентов корреляции /г/ между самооценками "я"-адеального и "я"-реального по факторам Оценка /0/, Сила /С/, Активность /А/

Валентность для подростков предметов удовлетворения потребности в самоутверждении выявлялась путем использования методики М.Рокича, адаптированной А.Гоштаутасом и др./вариант Круглова Б.С./.

В работе учитывались данные наблюдений за поведением испытуемых, бесед с учителями, показатели экспертных оценок, результаты изучения биографических сведений учащихся интерната. В.целях оценки эмпирических данных использованы приемы непараметрической /критерии- Манна-Уитни, /и параметрической /х, s/ статистики, корреляционный анализ.

В третьей главе - "Анализ самоутверждения подростков, воспитывающихся в семье и в условиях интернатного учреждения" - излагаются результаты сравнительного экспериментального изучения параметров "я-представления" и направленности на реализацию собственного "я" у испыт 1мых ввделенных групп, предлагаются рекомендации по оптимизации развития тенденций-самоутверждения у подрост- : ков, пребывающих вне влияния семьи.

В исследовании установлено, что представленность собственного "я" для подростков, воспитывающихся в семье, характеризуется преобладании обобщенно-личностной идентичности, связанной с осознанием себя в качестве источника собственных действий и социально-ролевого самоопределения. Указанный модус самосознания находит свое выражение в I/ суждениях испытуемых о своем "я" как носителе личностных качеств, ввделенных из контекста конкретной ситуации /в целом по выборке к данной категории самопрезентации относится 31,31% высказываний; 2/ динамике распределения суждений по категориям самопрезентации - к концу подросткового периода уменьшается количество высказываний, содержащих личностные характеристики /6 кл.-37,82%; 7 кл.—31,IIJÍ; 8 кл.- 28,5фс>/, а также указывающих на стиль интерперсонального взаимодействия /соответственно 24,36>'¿; 21,18%; 15,91%/ на фоне' роста числа тех,.которые относятся к ана-

лизу собственных склонностей и форм активности ,'16,38%; 20,23%; 20,7%/; собственное "я" осознается подростком не просто "я-суие-ствующим", а "я-действующим"; 3/ преобладании идентификаций, которые являются результатом преодоления статусной заданности путем реализации личностного выбора, избирательного отношения к задаваемым социумом ролям /бард, шахматист/, что сопряжено с функционированием "диЭДеренцирующей" /Столин В.В./ составляющей самосознания.

Сямоописания подростков, пребывающих в условиях интернатного воспитания, свидетельствуют о ди^фузности, размытости представлений о собственном "я", осознании его в событийном контексте, что свойственно более младшим детям. По категории самопрезентации, отражающей вьщеление собственного "я" как носителя личностных качеств, на протяжении всего рассматриваемого периода преобладают низкие показатели /6 кл.- 6%; 7 кл. - 15,8%; 8 кл. - 9,67%; по вьйорке в целом - 11,7% высказываний/. Доминирующей тенденцией самопрезентации являются указания на поведенческие характеристики, вплетенные в контекст "здесь-и-сейчас" бытия /44,7%; 33,17%; 41,76$; в целом 38,4%, суждений/, что соотносится с данными Прихожан A.M. /1990/, Самоидентичности личностного типа /осознание себя на уровне статусного самосозидания /спортсмен, активист//характерны для незначительного количества высказываний испытуемых данной группы. Доминирующими являются суждения-зачисления, отражающие "безусловную" социально-ролевую принадлежность /ученик, киевлянин/ что демонстрирует снижение развивающей функции иден-тифик:ции. В целом, в самоописаниях подростков интерната преобладает ситуативно-интерактивная идентичность, не соответствующая возрастным показателям осознания собственного "я" на данном этапе онтогенеза. Им свойственны также ощущение малой ценности своей личности, заниженный уровень самоконтроля, о чем свидетельствуют статистически значимые различия самооценок "я"-реального по факторам 0 /р<0,01/ и С /кроме б кл., различия значимы на уровне 0,1/.

Для определения влияния опыта депривации внутрисемейных кон • тактов на развитие "я-предстввЛения" подростков выделены две под группы испытуемых интерната. В первую вошли подростки,- поступившие в интернат из детского дома /условно обозначены как подгруппа ДД/, во вторую - пребывающие в нем с младшего школьного или младшего подросткового возраста в результате, как правило, лише-

ния попечения родителей /подгруппа Л11Р/.

Сравнительный анализ представленности собственного "я" у испытуемых подгрупп ДЦ и ЛИР интерната показал, что когнитивные и динамические параметры осознания "я" у них практически не различаются , что рассматривается как результат пребывания в подростковом возрасте /сензитивном в плане развития рефлексивных механизмов самопознания/ в идентичной системе социальных отношений, определяющей закономерности и характер овладения внутренним пиром. Эмоционально-ценностное отношение к себе у подростков выделенных подгрупп характеризуется определенными различиями, а именно снижением показателей принятия себя как личности у испытуемых подгруппы ДЦ, что интерпретируется нами как результат более длительного опыта депривации эмоциональных контактов, невозможности реализации потребности в родительской любви и признании в дошкольном возрасте /в условиях детского доме/. Парцьлыше самоотношения /факторы С,А /ЛД//, в отличие от глобального самоуважения /фак-.,тор 0/, оказались менее подверженными влияниям длительности пребывания подростка в депривационной ситуации.

Систематизация /по содержательному признаку/ дополнений неоконченных предложений испытуемых осуществлялась с учетом выделенных нами категорий объектов мотиваций, отражающих предметы удовлетворения .субстанциональных и функциональных потребностей самоутверждения. В группу субстанциональных объединены: I/ потребности, связанные с "я": а/ в самотождественности //; б/ в самоценности в/ противопоставления своего "я" другим/автономности "я"/ / 03/; 2/ потребность в признании /С; 3/ транзактные потребности /С^/; 4/ потребности, выступающие основанием мотивов "реализации", мотивов конкретных действий: в/ в статусно-ролевом определении /; б/ в достижении .результатов деятельности /. В качестве функциональных рассматривались потребности в самовыражении

В результате определения единиц квантификации по категориям объектов мотиваций установлено следующее: I/ у подростков, воспитывающихся в интернате, показатели интенсивности мотивации само' утверждения /6 кл.- У,73%; 7 и, - 5,^; В кл. - 10в целом по в>Х5орке - 8,0Ей от общего числа вынесенных суждений/ ноте, чем у "семейных" /соответственно 24,46} 2927,Г7>; 27,0Ья/. Чем продолжительнее период депривации родительского отношения, тем менее интенсивны указанные стремления /ЛИР - ДД - '?,№%/•,

2/ мотивы самоутверждения доминируют в иерархии актуализированных побуждений у подростков, включенных в систему детско-родительских отношений. У испытуемых интерната они подчинены ситуативнш мотивам /16,5//, мотивам общения со сверстниками /17,26Х/, родственниками, членами семьи /11,3%/, биогенным /10,В^/ и психогенным /9,8%/ мотивам и занимают шестое место в соподчинении мотивацион-ных категорий, что характерно как для подгруппы ДЦ, так и подгруппы ЛПР; 3/ категории объектов мотивации самоутверждения относятся к субъективно предпочитаемым у подростков массовой школы /относительные показатели 6 кл. - 4,67; 7 кл. - 6,38; В ил. -4,08; по вьйорке 4,3/ и не-являются таковыми д,.л испытуемых интерната /соответственно 1,76; 1,57; 2,56; 1,2/. Подгруппы испытуемых ДЦ и ЛПР по данному критерию не различаются /показатели совпадают - 1,9/.

Следующим этапом экспериментальной части работы было изучение содержания и динамики соподчинения ценностных представлений подростков. Значения- коэффициентов корреляции /Спирмена/ распределения ранговых оценок ценностей меящу группами испытуемых массовой школы и интерната демонстрируют их несовпадение как по выборке в целом, так и по классам в отдельности /в системе терминальных ценностей, отражающих долговременную перспективу, смысл жизни человека - = 0,5176; = 0,202; Г0 = 0,6904; Г6-й -=0,6; в системе инструментальных ценностей, выступающих для личности средствами достижения целей- Г^ = 0,7206; ¿ 0,2779;

= 0,4993; = 0,6279/. Между подгруппами ДД и ЛПР подрос;

ков, воспитывающихся вне семьи, отмечается значительное совпадение распределения ранговых оценок и тенденция стирания различий между ними к концу рассматриваемого периода /в системе ценностей-целей - = 0,6706; Г7 = 0,7213; = 0,669; Гб_8 = 0,6061; в системе ценностей-средств - = 0,6772; Гу = 0,6037; Г^ = 0,6765; r6_Q = 0,7993/.

Содержательно соподчинение ценностей-целей на примере подростков, воспитывающихся в .семье, представлено актуализацией /наряду с "хорошими и верными друзьями"/ представлений, релевантных мотивам самоутверждения - "общёственное признание /уважение окружающих, коллектива, товарищей/", "свобода как независимость в поступках и действиях", "самостоятельность как независимость в суждениях и оценках". Средством их;достижения для подростков выступают, в первую очередь, ценности, характеризующие силу и актив-

ность становящегося "я" - "смелость в остаивании своего мнения, своих взглядов", "твердая воля /умение настоять на своем, не отступать перед трудностями/", "самоконтроль /сдержанность, самодисциплина/".

У подростков, пребывающих вне влияния семьи, доминирующими выступают такие ценности-цели как "хорошие и верные друзья", "здоровье", "счастливая семейная жизнь", "интересная работа", то есть те, которые связаны с актуальной жизнедеятельностью и необходимостью выбора профессии, определяемой характером их объективного положения в системе социальных связей. Средством достижения указанных целей выступают преимущественно качества личности, выражающие ее позицию в системе интерперсональных связей: "ответственность /чувство долга, умение держать слово/", "честность /правдивость, искренность/", "жизнерадостность /чувство юмора/", " эффективность в делах /трудолюбие/". Ценности, содержательно отражающие предметы удовлетворения потребностей самоутверждения, ■практически не приобретают личностной валентности /как в подгруппе ДЦ, так и ЛПР/.

Различия обнаружены также в динамике становления иерархии ценностных представлений на протяжении рассматриваемого периода, в качестве эмпирического показателя которой принималась степень совпадения ранговых оценок /коэффициент корреляции Спирмена/ в 6-7 и 7-Ь классах /см. табл. I/.

Таблица I.

Показатели динамики распределения ранговых оценок терминальных и инструментальных.ценностей в период перехода от 6 к 7 / Г и от 7 к 6 / классу.

группы испытуемых

ценности массовой школы школы-интернатв

по выборке подгр. М подгр. ЛПР

терминальные ^7-8 ■ 0,3301 0,5963 0,6206 0,8434 0,783 0,8669 0,4353 0,7882

инструментальные '7-8 0,639 . 0,6794 0,4324 0,5904 ■ 0,7574 •0,7493 0,5061 0,8625

Примечание: большие /меньшие/ значения коэффициентов корреляции свидетельствуют о большем /меньшем/совпадении ранго-иых оценок и, следовательно, о менее /более/пыражен-ной динчмике становления иерархии ценностных представлений .

На основе стандартизированных сам отчетов '-^.пытуемых, воспитывающихся в интернате и в условиях семейных взаимосвязей, установлена сила выраженности мотиваций, соответсти/ющих каждому компоненту состава потребностей самоутверждения. Ретестовая надежность опросника /интервал между двумя тестированиями 32 испытуемых интерната 10 дней/ удовлетворительна /р<0,01/ - С^ - 0,641; С2 - 0,605; - 0,623; 0,667; Бд- 0,6; 0,536; 0,813; 0,55. Эмпирическая валидность применяемого опросни-

ка высокая /р<0,01/.

показатели самооценок силы выраженности мотиваций самоутверждения у испытуемых, пребывающих в семье, вгпе /стремление к признанию, статусно-ролевому определению, достижению успехов в деятельности - р<0,01; транзактные стремления, отрешения к противопоставлению "я" - р<0,1; к самотождественности, самоценности - различия незнячимч/, чем у подростков Штерна та. Значения самооценок по параметру "сила" стремлений самовыражения /В^^/, в качестве основания которых рассматривались функциональные потребности, больше у испытуемых, воспитывающихся вне влияния семьи /р<0,1/. Соотнесение этих показателей со значениями самооценок "я"-реального по факторам С,А /ЛД/ указывает на отставание подростков интерната в плане развития умений сдерживать проявления собственной активности. Об' этом же свидетельствуют данные наблюдений за поведением подростков интерната, бесед с педагогами учреждений закрытого типа.

Различия, подтверждающие общий вывод о меньшей интенсивности стремлений к утверждению собственного "я" у подростков, пребывающих вне системы детско-родительских отношений, обнаружены также в показателях коэффициентов силы выраженности стремлений к свободе, самостоятельности, полученных в результате применения опросника Ш.Н.Чхартишвили. Воспитывающимся в семье подросткам свойственны более высокие /относительный показатель 0,7/ значения силы их выраженности, чем испытуемым интерната /0,53/ /Х^ -44,17; р<0,001/. Характерно, что интенсивность стремлений к самостоятельности, ориентации на собственные возможности у подрост-крв подгруппы ДЦ /0,47/ ниже, чем у подгруппы ЯПР /0,58/ /значимость различий по трем группам р-<0,001; X^ = 53,39/.. Выявлены также различия в актуализации и переживании фрустрации потребности престижа подростками выделенных групп. У испытуемых интерната отмечается снижение силы действия датшй потребности. Между

подгруппами ДЦ и ЛИР различия не существенны.

Необходимым представляется анализ причин отсутствия значимых различий в показателях силы выраженности стремлений к самоценности у испытуемых интерната и массовой школы.. В силу того, что в абсолютных показателях самооценок "я"-идеального подростков выделенных групп не установлены однозначные различия, в качестве дополнительного критерия мотивации самоуважения, а также парциальных самоотношений был принят разрыв самооценок "я"-идеального и "«"-реального по факторам О,С,А /ЛД/. Анализ показателей коэффициентов корреляции /Пирсона/ между ними по указанным трем факторам на примере результатов испытуемых, пребывающих в семье, позволил определить границы их вариации [0,19; . Причем, наименьшие' значения /0,19; 0,259/ относятся к фактору СЗ /V, Ь кл./, остальные заключены в интервал [0,41; 0,5б] , что соответствует уровню средних дискрепанций, обладающему V тивационным воздействием. В подгруппе подростков ЛГ1Р интерната размах вариаций значений больше [о,16; 0,61] , что характерно и'для подгруппы'ДЦ -[- 0,035 ; 0,54]] . Эти данные свидетельствуют о деформации развития мотивационной функции идеального "я" у подростков, воспитывающихся вне семьи'.

Особенности становления системы собственных оценочных критериев у испытуемых интерната проявились также при определении структуры /внутренней связи/ стремлений самоутверждения. Результаты интеркорреляций, по Ь подгруппам категорий мотиваций самоутверждения представлены на рис.'1.

Грефы корреляционных связей мотиваций самоутверждения в группах испытуемых /уровень значимости рс0,05/ а/ массовой школы б/ школы-интерната

Результаты испытуемых, воспитываю ихся в семье, свидетельствуют, что в структурном отношении состав стремлений самоутверждения распадается на две корреляционные плеяды. Первая из них характеризует преимущественно когнитивный аспект самоутверждения на уровне субъективной его презентации, а именно стремление к определению своего "я" посредством реальных достижений в сфере объективного праксиса через акты самореализации. Вторая плеяда характеризует скорее аффективно-личностный план самоутверждения, рассматриваемый нами как проявление функционального аспекта обособления, сущность которого в трансформации значения "я" "для других" в значение "для себя" /Абраменкова З.В., U90/.

Центральным моментом корреляционной плеяды мотиваций самоут -верждения испытуемых интерната выступают транзактные стремления. Тем самым системообразующее знч«ен!;е приобретают ориентации на внешние оценки - стремление обратить на себя внимание, произвести впечатление, что отражает реализацию преимущественно "поверхностных" /Петровский U.A./ мотивов самоутверждения /одобрения, признания/.

Полученные результаты позволяют содержательно охарактеризовать презентируемые на субъективном уровне тенденции самоутверждения испытуемых выделенных групп. Так, у воспитывающихся в семи; подростков относительно целостное, обобщенное представление о себе как субъекте активности и статусного самосозидания реализуется в сфере реальных отношений, в круг которых входят не только ближайшие связи, а и соццум в целом. Стратегия объективации такой позиции включает ориентации на овладение автономностью, выделение "я" путем принятия социальных ролей, обеспечивающих условия реализации "я-представления", удовлетворения потребности в общественном признании. Средством их достижения выступают волевые ка чества, характеризующие осознание подростком себя как .причины собственных действий /"успех-преодоление" /Тульчинский Г.Л., 1990//. Наряду с системой перцептивных значимыми являются и соб-■ ственно рефлексивные оценки.

Сравнительно диффузное, размытое представление о собственном "я" подростков, воспитывающихся вне семьи, сочетающееся с з.ч-ниженным уровнем самоценности, реализуется преимущественно на уровне "статусной заданности". Способ объективации такой позиции характеризуется замыканием самоутперждения на уровне непосредственно заданных условий жизнедеятельности, снижением интенсипносп-

стремлений выделения своего "я", овладения автономными социальными ролями, общественного признания. Средством реализации собственного "я" выступают качества, характеризующие позицию личности в офере интерперсональных отношений, с ориентацией преимущественно на внешние оценки /"успех-признание" /Тульчинский ГЛ.//.

С учетом установленных особенностей профилактические и кор-рекционнче мероприятия с подростками, пребывающими в ситуации депривации внутрисемейных взаимосвязей, должны быть направлены прежде всего на обогащение опыта их социальных отношений с окружающим миром, формирование в^кватной персональной идентичности посредством обучения приемам самоанализа, самопознания, самоконтроля. Условием их осуществления является реализация индивидуального подхода, обеспечивающего учет субъективного опыта внутрисемейной депривации подростка, специфических обстоятельств его жизненного пути.

В заключении подводятся итоги выполненного исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Обобщение материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Пребывание подростка в системе реальных детско-родительских отношений выступает существенным фактором, обусловливающим развитие адекватных возрасту содержательных и динамических характеристик ввделения своего "я", самоутверждения;

2. Нарушения в системе социальной интеграции на уровне ближайшего окружения /уменьшение эталонов и включенных форм социально-ролевых идентификаций в условиях учреждений интернатного типа/ сказываются на становлении механизмов вьщеления подростком своего "я", что сопряжено с деформацией содержательных и динамических параметров стремлений самоутверждения;

3. Продолжительность депривации внутрисемейных контактов неоднозначно обусловливает становление тенденций самоутверждения в подростковом возрасте, что связано с сензитивными периодами развития личности и ее самосознания;

4. Результаты исследования подтвердили предположение о существовании зависимости между содержанием "я-представления" и направленностью подростка на реализацию собственного "я" как эмпирическими коррелятами самоутверждения. У испытуемых интерната их соотношение опосредовано субъективным опытом нечривв-

ции подростка в результате "вторичнисти" "я-^оедставления" по отношению к задаваемым способам социализации.

Обобщение результатов исследования привело к вццелению пред посылок оптимизации развития тенденций самоутверждения подростков, воспитывающихся вне семьи, а также направлений и средств практической их реализации школьными психологами в условиях интернатных учреждений.

Перспективным представляется дальнейшее изучение роли глубинных механизмов депривации внутрисемейных взаимосвязей в развитии личности, влияния факторов пола и возраста на степень депри-вационного поражения.

Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Психологический анализ самоутверждения подростков с позиций учения-А.С.Макаренко // А.С.Макаренко - вндятиПгп прдргог-Н'; патор: Тезисы конференции. - Ровно, 1968. - С. 58-59;

2. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности и теоретическим наследии ¡{.Маркса /./ Марксизм и современность: Тезисы докладов. - Глухо в, 1986. - С. 153-155.

3. Влияние самооценки на самоутверждение подростков // Вторая Всесоюзная конференция по экспериментальной психологии: Тезисы докладов. - Львов, 1968. - С. 128-129.

4. Самоутверждение подростков в условиях школы-интерната // Творческое использование педагогического наследия В.А,.Сухомлински-го в условиях перестройки народного образования в стране: Тезисы докладов и сообщений. - Луцк,' 1968. - С. 127-129. - Па укр. яз.

5. Психологический анализ самоутверждения личности как социалыю-психологического механизма ее формирования // Творчэское наследие Н.К.Крупской и современная школа: Тезисы докладов и со общений, республиканской конференции. - Горловка, 1989. - С.45-46.

6. Использование идей Н.К.Крупской в изучении самоутверждения пи.ч ростков в коллективе // Н.К.Крупская о коммунистическом воспитании молодежи: Тезисы докладов. - Ровно, 1989. - С; 160.

7. Психологический аначиз самоутверждения как центрального компонента субъективного мира подростка // Психологическая .наука: состояние и перспективы исследований: Тезисы докладов I Международной молодежной школы психологов соц. стран. - М., 1969. С. 96-98.

b. Роль рефлексии в формировании потребности самоутверждения в

подростковом возрасте // il.it.Крупская и современная школа: , . Тезийы докладов. - Луцк, 1уЬ9 . - С. 31-33. - На укр. ял. 9. Анализ тенденций самоутверждения подростка в контексте становления его. индивидуальности. // Психологическая надка: Проблемы и перспективы: Тезисы Всесоюзной конференции. - Киев, bjyO. -Ч. I. - С. 129-130. \ t0. ВлияЛие сёМьи на самоутверждение.подростка // Радянська школа. - 19-J0. - № 6. - С. 53-00 /в соавторстве с М.И. Алексеевой/. -На укр. яз.

11. Сравнительный анализ развития потребности в самоутверждении у подростков в уел о виях семьи и школы-интерната // Психология: Республиканский научно-методический сборник^. -'К.: Радянська школа, 1уу0. - Вып. 34. - На укр. яу. /в печати/.

11. ч Ч'(ч Л с I I1V4 .1 < , г

Фпцм.и :(>■ Л, ; г>умаы '

N ч I. и .1 , (- ] и),,, л.

^ / / . 1)14 Il.'ljnil

Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема Психологические особенности подростка схема

Тоже читают:



Как сделать чтобы приложения устанавливались на карту памяти xiaomi

Шуточные поздравления днем рождения зятю

Проходная электрическая схема на три выключателя

Как сделать полку для обуви на стене

Подарок на свадьбу другу прикольные